Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

Музей Окуджавы: Тасс уполномочен заявить

image

Булат Окуджава. Фото: Архив ТАСС

МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/.

Экс-директор мемориального дома-музея Окуджавы в Переделкине, глава Фонда Окуджавы, вдова барда Ольга Арцимович не собирается сотрудничать с музеем после ее увольнения оттуда.

Вхождение музея Окуджавы в Гослитмузей юридически будет завершено в сентябре

В сентябре 2016 года музей Окуджавы по решению учредителя - Минкультуры РФ - войдет в состав Государственного литературного музея. Вдова барда, выступившая против объединения, была уволена с поста директора музея. Врио стала ее заместитель Ирина Линденбаум, которая ранее в интервью ТАСС выразила надежду на сотрудничество с Арцимович и с Фондом Окуджавы, который возглавляет вдова.

Двери закрылись

"Двери этого музея для меня закрыты. Я не собираюсь сотрудничать с Линденбаум, с которой у меня изначально не сложились отношения. Собираю свои вещи и уезжаю из музея. 18 лет мы строили музей, выживали в тяжелейших обстоятельствах. Я подарила стране этот музей, все, что там есть, передано мной, есть дарственная. Я в этом доме ни одной ночи не провела, никогда ничем не попользовалась. Свои деньги добавляла, когда там прорвало трубу, и Литфонд, у которого мы арендуем этот дом, не дал денег на ремонт. Строение старенькое, ветхое, ремонта никогда не делали, крыша течет, как мне приходилось прохиндейничать, чтобы что- то залатать, починить. Сколько сил и средств потрачено, чтобы удержать музей", - рассказала ТАСС Ольга Арцимович.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Дом-музей Окуджавы вошел в состав Гослитмузея

По ее мнению, объединение с Гослитмузеем лишит музей Окуджавы "неповторимой ауры" и, главное, как структурное подразделение Литературного музея мемориальный дом барда потеряет его имя.

"Объединение с Литмузеем - это убийство нашей ауры, нашей атмосферы. Я в этом больше понимаю, чем министр, замминистра, чем эти деятели и случайный человек в музее, которая сейчас им руководит. Все мои сотрудники были объединены ощущением, что мы не просто мемориальный музей, где стол, стул и унитаз, а что мы - культурное пространство для простых людей. К нам люди приходили и перила целовали. Мы выполняли, даже немножко перевыполняли госзадание", - сказала Арцимович.

Отвергнутое предложение

Она отметила, что Минкультуры предложило ей остаться в музее после объединения и возглавить его уже как структурное подразделение Гослитмузея.

"В самом начале мне предложили возглавить структурное подразделение в составе Литмузея, которое, как я понимаю, де-юре имени Окуджавы носить не будет. Это будет структурное подразделение Литературного музея. Но Литературный музей не носит имени Окуджавы. Да, мы на доске можем писать все, что угодно, но де-юре мы имя Окуджавы теряем", - пояснила вдова барда.

Деньги роли не играют

Она призналась, что не понимает, зачем понадобилось объединять музей Окуджавы с Гослитмузеем. "Я не до конца все понимаю, но понимаю, что свобода лучше, чем несвобода. Финансирование музея убогое, ничтожное. Когда я сказала замминистра, что, если объединение связано с экономической проблемой, сейчас ведь кризис, то я и сотрудники музея готовы затянуть пояса. На что он мне ответил, что наши копейки в объединении роли не играют", - отметила Арцимович.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Дмитрий Бак: музей Окуджавы только выиграет при вхождении в Гослитмузей

По ее словам, в этом году музей получил от Минкультуры два миллиона рублей - это первая выплата, всего же на музей выделено порядка 10 миллионов.

"И два миллиона мы должны заработать сами. Выделенные деньги я собиралась потратить в первую очередь на зарплату сотрудникам, потому что есть приказ министерства, чтобы зарплаты были не меньше 30 тысяч рублей. И мы стараемся, чтобы они были 32 тысячи. И не ради людей, а ради того, чтобы выполнить решение министерства, мы очень законопослушные", - сказала собеседница агентства.

История вопроса

Ранее Минкультуры сообщило, что изменение статуса музея Окуджавы коснется его штатной структуры - так, будут сокращены административный аппарат и должность директора, которую занимала Ольга Арцимович. При этом Министерство культуры Российской Федерации готово продолжить сотрудничество с Арцимович, направленное на дальнейшее развитие музея Булата Окуджавы.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Советник президента по культуре пообещал разобраться с ситуацией вокруг музея Окуджавы

По сообщению Минкультуры, в ходе проверки финансово- хозяйственной деятельности в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный мемориальный музей Б. Ш. Окуджавы" за 2014-2015 годы были выявлены финансовые нарушения. Учет и хранение музейных предметов в музее осуществлялись с нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере музейного дела. С этими и другими недочетами в работе руководству предстоит справиться уже в составе Государственного Литературного музея.

Как отмечают в министерстве, включение Дома-музея Окуджавы в состав литературного музея "не лишит его автономии, но даст возможность воспользоваться всеми преимуществами, которыми наделены все дома-музеи, входящие в структуру Государственного литературного музея".

"Присоединение музея Окуджавы к Государственному литературному музею послужит новым стимулом для его развития в составе "музейного кластера" в Переделкине, куда входят дома-музеи Корнея Чуковского и Бориса Пастернака. В результате у музея появится больше возможностей для рекламы и привлечения посетителей, что позволит решить накопившиеся проблемы", - подчеркивают в Минкультуры.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3236981

*                       *                      *

Хватило бы улыбки, когда под ребра бьют…

Административный каток вплотную приблизился к Дому-музею Булата Окуджавы в Переделкине


Рисунок: Алексей Меринов

В канун Дня Победы и дня рождения Булата Окуджавы вдова поэта перестала быть директором мемориального музея его имени. Откровенно говоря, я предчувствовал такое развитие событий, но думал, что административный наезд на Дом-музей в Переделкине произойдет раньше, в Год литературы.

Почему? У нас всегда так: стоит объявить какой-либо тематический год — жди неприятностей именно в той сфере, которая попадает в центр внимания государства.

Беспрецедентные потоки негативной информации и обличительных характеристик обрушились на головы педагогов именно в Год учителя. В Год литературы атаке подверглись библиотеки, которые либо хранят в своих фондах «не ту» литературу, либо недостаточно эффективны с точки зрения расходования бюджетных средств. Чтение вслух всей страной «Войны и мира» лишь подсластило горькие пилюли, которые вынуждены были проглотить именно те люди, чья профессиональная деятельность напрямую связана с книгой.

Вот почему я вздохнул с облегчением, когда Год литературы сменил Год кино. Теперь пусть у киношников голова болит. Однако, как видно, расслабляться было рано. Именно в Год кино административный каток вплотную приблизился к Дому-музею Булата Окуджавы в Переделкине. В данном акте проявляется определенный символизм: признание равновеликих заслуг Булата Окуджавы как в литературе, так и в кинематографе. Но шутки в сторону.

Ничего личного, это всего лишь ставшая обычной в последнее время практика объединения в кластеры бюджетных учреждений, призванная обеспечить рациональное расходование государственных средств. Сливают больницы, школы… Чем лучше музеи? А то, что параллельно «сливают» вдову поэта, ликвидируя в штатном расписании должность директора, — мелочь, которой можно пренебречь. Свято место пусто не бывает. И незаменимых у нас, как известно, нет.

Зато можно будет, слив литературные музеи воедино, создать холдинг «Пастернак—Чуковский—Окуджава и К», где «К», разумеется, культура. Не беда, что музеи расположены друг от друга на значительном расстоянии. Можно проложить между ними велосипедные дорожки, взимая с поклонников писателей дополнительную плату за прокат экологически чистого средства передвижения. Опять же двойная польза для граждан, которые в ходе таких экскурсий смогут одновременно укрепить душу и тело.

Особенно трогательно такое радение за каждую государственную копейку выглядит на фоне коррупционных скандалов, сотрясающих Минкульт. Разговор с фининспектором о поэзии никому из поэтов не сулил успеха…

Занятно, что подобные бухгалтерские решения принимают люди, декларирующие свою приверженность к нашей особой духовной культуре, выгодно отличающей нас от растленной западной цивилизации, где все построено на власти чистогана.

Какой степени нравственной деградации нужно достичь, чтобы не осознавать того, что музей писателя — это не собрание личных вещей, книг и рукописей, но прежде всего неповторимая атмосфера дома. Невероятна удача, когда хранительницей очага является муза, вдохновившая поэта. Повторять эти прописные истины неловко, ибо их понимают даже подростки. Особенно те, с кем я и мои коллеги педагоги десятилетиями посещали Дом-музей в Переделкине. Но, видно, государственным мужам в детстве сильно не повезло с учителями. Так в который раз подтверждается мысль о том, что в основе нравственной деградации лежит культурное недоразвитие.

Но только ли экономический расчет лежит в основе принятого варварского решения? Быть может, здесь — нечто большее?

На этот счет у меня есть своя версия.

Булат Окуджава при жизни не был обласкан властями. Обвинения в безыдейности, аполитичности и даже в пошлости сыпались на него вплоть до середины восьмидесятых годов прошлого века. Но невероятная популярность поэта в среде сельской и городской интеллигенции, повсеместное распространение его записей в неподконтрольной цензуре магнитофонной культуре заставили власти сменить тактику. Поняв, что «эти песни не задушишь, не убьешь», поэта решили поставить на службу государству. С тех самых пор и сию пору на парадах в День Победы стройные колонны печатают шаг по брусчатке Красной площади под его песни: «А значит, нам нужна одна победа. Одна на всех, мы за ценой не постоим»; «Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой»… Эти старые песни — действительно о главном, ибо в них человеческие интонации поэта и солдата, прошедшего войну, пробиваются сквозь звон литавр и барабанную дробь, призванных поддерживать и укреплять дух милитаризма.

Но талант не поддается дрессуре. Наряду с песнями, превращенными в марши, поэт оставил после себя мудрые предупреждения, актуальность которых с каждым годом проявляется все больше. Судите сами: «Но из грехов нашей родины вечной не сотворить бы кумира себе» или «А все-таки жаль: иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед». И уж совсем подозрительно звучит:

Римская империя времени упадка

Сохраняла видимость полного порядка:

Цезарь был на месте, соратники рядом,

Жизнь была прекрасна, судя по докладам.

Как любой большой поэт, Булат Окуджава не сможет быть своим ни для какой власти. Вот ему и мстят — не ему, так вдове. В сущности, это одно и то же.

Мне довелось стать невольным свидетелем того, как Булат Шалвович «выбивал» помещения для Музея кукол у мэра Москвы Юрия Лужкова. Зная гордость и независимость поэта, легко представить, чего стоило ему оказаться в роли просителя у сильных мира сего. Но идеей создания такого музея тогда жила его жена, Ольга Окуджава. Разрешение было получено, музей заработал, но уже в новейшее время помещения у нее отобрали. Теперь покусились на последнее пристанище поэта.

Кто мстит поэту? Чернь! Не путать с народом, которым они манипулируют. Чернь — это циничные, трусливые, беспринципные, угодливые люди, больше всего на свете озабоченные сохранением своего положения в обществе себе подобных. За их внешним лоском и активностью в публичном пространстве скрываются культурное недоразвитие и нравственная тупость. Они мгновенно сбиваются в стаи («Дураки обожают собираться в стаю» — Булат Окуджава). Эти стаи в конкретные исторические эпохи получают разные именования: высший свет, корпорации, элиты, аппарат и т.п. Это именно те, к кому относится чеканная формула А.С.Пушкина: «Они любить умеют только мертвых». Увы, в данном случае великий поэт ошибся. Эти и мертвых не щадят. Позорная история с Домом-музеем Булата Окуджавы — тому подтверждение.

Что делать? Неизбывный вопрос русской культуры. Воспользоваться советом поэта: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» — мешает существующее законодательство, допускающее лишь одиночные пикеты. Но я категорически не согласен с унынием тех, кто принял на веру присказку «сила солому ломит». Культура выживала и в гораздо более трагических условиях (концлагерей и подполья), прорастала из-под асфальта тоталитарных идеологий. Ибо у нее есть свое тайное оружие, которое невзначай рассекретил все тот же Окуджава, за что ему в свое время и перепало от бдительных критиков: «Сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи».

Эффективность действия этого оружия на днях подтвердили граждане, устроившие многочасовые чтения «Божественной комедии» Данте в защиту библиотеки, на территорию которой покусился всесильный Следственный комитет. Пока помогло.

Евгений Ямбург

Опубликовано в газете "Московский комсомолец" № 27090 от 26 апреля 2016

*         *        *

Об отказе канала «Культура» транслировать концерт памяти Булата Окуджавы

«Эхо Москвы». Время выхода в эфир: 09 МАЯ 2016, 17:27

В ГОСТЯХ: Виктория Арутюнова

Виктория Арутюнова

Телеканал «Культура» впервые за более чем десять лет отказался от показа концерта ко дню рождения Булата Окуджавы. Запись из музея Окуджавы в подмосковном поселке Переделкино ежегодно демонстрировалась 9-го мая. В этом году съемок в музее нет, — рассказала газете «Собеседник» вдова поэта Ольга Окуджава.

Корреспондент

― Хотели бы вас попросить прояснить ситуацию концертом и трансляцией его памяти Булата Окуджавы. Как же все обстоит на самом деле? И как раньше было: канал был каким-то соорганизатором этого концерта и его транслировал, или просто транслировал? И что в этом году?

Виктория Арутюнова

― Канал был транслятором этого ежегодного традиционного концерта в память Булата Окуджавы. В этом году на канал «Культура» предложений записать подобный концерт не поступало. Поэтому мы, для того чтобы сохранить эту замечательную традицию и, надеемся к радости всех поклонников Булата Шалвовича, поставили двухчасовой концерт 2014 года. Один из самых лучших за всю историю подобных выступлений. Каждый желающий, каждый поклонник сегодня сможет все это посмотреть на канале «Культура» в 20:45. Большой двухчасовой концерт.

Концерт устраивал дом-музей Булата Шалвовича, к нам поступала просьба о записи, которую мы с большим удовольствием выполняли. В этом году подобной просьбы мы не получали.

Комментарии

arkady

09 мая 2016 | 18:07

Откуда такая формулировка:"канал Культура отказался"? Это что, журналистский приём? Что за бред?

k04egar

09 мая 2016 | 19:48

Какая дешёвая отмазака!

Можно подумать, что весь контент пишется по просьбам артистов и исполнителей.

tuserus

09 мая 2016 | 21:17

arkady: Бывает так, что журналисты сами ищут, чего бы им эдакого записать. Представьте себе: Эхо, допустим, не сообщило о каком-нибудь теракте, а Венедиктов объясняет: мол, предложений от террористов к нам не поступало.

<…>

bor1953

09 мая 2016 | 21:25

....как-то не убедительно "отмываются"... думали,что проскочит...не вышло.... а ведь на одной чаше весов г-н мединский , а на воторой ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА....

ewans

09 мая 2016 | 21:55

Либерастская мразь ! Вы вкличите культуру и увидите концерт-он идёт!

andy27

09 мая 2016 | 22:44

Нисево не понимаю.... Концерт же был в ТВ программе заранее ! И благополучно состоялся ! Что происходит ? С какой то фиктивной сотрудницей разговаривали ?

perrkele_ss

10 мая 2016 | 03:12

Давайте начнем с ПРАВДЫ: Булат Шалвович Окуджава, как всякий абхаз, умел пристраиваться. Боец "ташкентского фронта" нажрался дерьма, переболел дезинтерией и был комиссован. На этом его военное геройство закончилось.

Писал стишенки, которые исполнял под невнятные мотивчики. Выдавал себя за воевавшего. Прислуживался и был официальным "дисидентом", которого совковая власть не только не трогала, но и подкармливала, не только хлебом с маслом, но и черной икрой, наградами и премиями. Нет передачи/концерта памяти ХОЛУЯ - ах-ах

lin

10 мая 2016 | 09:02

Кто вызывает больше доверия: вдова Окуджавы или пресс-секретарь правительственного канала? Кто из них врёт? Ответ очевиден.

И почему ВДОВА Окуджавы должна делать заявку на запись концерта?! Окуджава — это национальное достояние и Заявку, если она вообще нужна, должено делать Министерство культуры России.

icf

10 мая 2016 | 12:02

lin: Если вас не устраивает правительственный канал, обратитесь на телеканал "Дождь" - пусть там покажут концерт Окуджавы.

*       *       *

Дом без хозяйки: Музей Окуджавы хотят омолодить

Вечерняя Москва, 12 мая 2016

Булат Шалвович Окуджава на своей даче в Переделкине провел последние десять лет жизни. Сейчас здесь хранятся практически все личные вещи знаменитого поэта и барда

Борис Войцеховский

Создавшая Музей Булата Окуджавы в Переделкине вдова знаменитого поэта отказывается теперь переступать его порог. Ольга Владимировна обижена тем, что ее сняли с должности директора этого заведения.

Чтобы узнать, что происходит в доме Булата Шалвовича, корреспондент «ВМ» отправился в Переделкино...

Калитки шорох…

Неопределенно-землистого окраса дворовый пес с дурацкой кличкой Музей готов порвать цепь. Лая что есть собачьих сил на каждого, кто приближается к калитке, он, однако, крепко пристегнут к будке, а потому — безопасен.

Калитка распахнута и лишь слегка поскрипывает на легком ветру.

Вспоминается тут же, конечно, поэтическое...

Осенний холодок, пирог с грибами,

Калитки шорох и остывший чай.

...потому что — ну как иначе, если эти строки написал Булат Окуджава, и калитка эта его — окуджавовская, а за калиткой — Дом-музей поэта.

В нем теперь — неспокойно.

Что случилось? Да вот что: в середине апреля Дом-музей Булата Окуджавы был включен в состав Государственного литературного музея, а должность директора мемориального учреждения была сокращена.

Новая жизнь

«Присоединение Музея Окуджавы к Государственному литературному музею послужит новым стимулом для его развития в составе «музейного кластера» в Переделкине, куда входят дома-музеи Корнея Чуковского и Бориса Пастернака. В результате у музея появится больше возможностей для рекламы и привлечения посетителей, что позволит решить накопившиеся проблемы», — комментирует это решение Минкульт. 

Все вроде бы логично — у трех домов-музеев будет теперь один директор, что выгодно и с экономической, и с практической точки зрения, но… Тут и начались баталии.

Музей Булата Шалвовича возник не на пустом месте. Именно в этом доме Окуджава вместе со своей женой Ольгой Владимировной провел последние десять лет жизни.

Здесь он написал семейные хроники «Упраздненный театр», удостоенные Букеровской премии...

— Я подарила стране этот музей, все, что там есть, передано мной, есть дарственная, — рассказывает теперь Ольга Арцимович (Окуджава). — Я в этом доме ни одной ночи не провела, никогда ничем не попользовалась.

Свои деньги добавляла, когда там прорвало трубу. Сколько сил и средств потрачено, чтобы удержать музей!

Воронье царство

В музее пахнет... Ну, как пахнет в обычном дачном доме.

Это — важно, потому что тут же отбивает ощущение, что ты в общественном месте.

Вот тахта, которую сколотил поэт, небрежно покрытая красным пледом. Вот стеллаж, тоже его рук дело: слегка косенький, но трогательный.

Вот колокольчики, к потолку на веревочках прикрепленные. А некоторые — на полке.

Один из них, говорят, уже сильно больному Окуджаве подарила соседка Белла. Белла Ахмадулина. Мол, позвонишь в него, я сразу и приду на подмогу.

Звонил ли в него поэт, так и осталось загадкой.

Зато теперь в него звонит Лидия Васильевна Кириллова, уже миллион лет служащая тут организатором экскурсий, — но уже не чтобы кого-то кликнуть, а так — для редких гостей. Вот и для меня потрясла. Причем, несмотря на свой преклонный возраст, так энергично, что за окном, судя по звуку, словно бы что-то упало.

— Это ворона, — объясняет Лидия Васильевна. — Она хромая. Я ее все время подкармливаю. Пусть в здравии живет, да и вы тоже! Я желаю здравия в ответ, потому как Лидии Васильевне оно явно очень нужно. Впрочем, здравие тут нужно всему: покосившейся ограде, стенам, задней калитке, забитой цинковым листом, старенькому мопедику у крыльца, псу Музею, указателю, одна половина которого исчезла в неизвестном направлении, а на другой можно прочитать загадочное — «узей улата джавы», и всему, всему, что еще бросается в глаза.

Смена курса

Состояние музея действительно оставляет желать лучшего. «Латать дыры» и выводить музей на новый уровень — теперь уже в составе Литмузея — было поручено Ирине Линденбаум, ранее работавшей заместителем Ольги Арцимович.

— При Ольге Владимировне музей был в некой стагнации, он говорил о времени Окуджавы языком того времени, — разъясняет ситуацию Линденбаум. — Мы будем строить свою работу таким образом, чтобы привлекать как можно больше молодежи и людей среднего возраста.

— Хотелось бы подчеркнуть несколько вещей, — рассказал «ВМ» и директор Литературного музея Дмитрий Бак. — Во-первых, создание «музейного кластера» в Переделкине не означает какоголибо прямого административного объединения расположенных там музеев. Создание кластера в данном случае означает совсем иное — согласованные экскурсионные и образовательные программы, внедрение единых билетов и т. д.

Не запирайте вашу дверь

Логика тут действительно налицо. Однако правд в этой истории несколько.

— Двери музея Булата для меня теперь закрыты, — резюмирует вдова Булата Шалвовича. И в этом чувствуется какая-то безысходность.

— Ольга Владимировна, увы, уже несколько недель не появляется в музее, хотя здесь осталось много ее вещей, — тяжело вздыхает экскурсовод и научный сотрудник музея — 86-летняя Нина Татиева. — Она уволена из-за каких-то совершенно глупых обвинений в финансовых нарушениях.

Мне, однако, кажется, что дело совсем не в этом, а в том, что нас просто кто-то сильно невзлюбил. Все ведь один к одному. В культурном центре «Дом Булата Окуджавы на Арбате» новой заведующей — Ириной Линденбаум — уволена сотрудница, занимавшаяся архивом Булата Шалвовича.

Внезапно отменен проходивший у нас каждый год при поддержке канала «Культура» концерт, посвященный дню рождения Булата… Настроение у нас соответствующее.

Добавлю от себя: я очень жду, что Ольга к нам вернется…

Постскриптум

Нынче я живу отшельником

Меж осинником и ельником,

Сын безделья и труда.

И мои телохранители —

Не друзья и не родители —

Солнце, воздух и вода.

Это ведь Булат Шалвович как раз про здешние места писал когда-то. Печально: осинник и ельник на месте, как и солнце с воздухом и водой. Не хранят они только Музей Окуджавы совершенно. Плохие они телохранители. А кто хранит? Да вот — пошатывающаяся Лидия Васильевна, старенькая Нина Николаевна, хромая ворона и древний пес.

Впрочем, как знать, куда еще вывернет вся эта история…

Оригинал: ВМ, 12.05.2016

*       *       *

Вдова Окуджавы: Что меня выгнали – не такая беда. Страшно, что музей погибнет

Опубликовано на Собеседник.ру (http://sobesednik.ru)

Скандалы

Источник: «Собеседник» №17-2016

16 Мая 2016

 

Булат Окуджава. Фото: Александр Князев / Global Look Press

Уволенная с поста директора Музея Булата Окуджавы вдова поэта рассказала Sobesednik.ru, почему это произошло.

Мы наведались в этот музей – небольшой домик в подмосковном поселке писателей Переделкино. Здесь по-деревенски просто и очень уютно. Аккуратные дорожки. Ольга Окуджава-Арцимович загружает в свою старенькую машину папки с бумагами и книги из дачного домика, в котором когда-то жила.

«И вашу машину тоже уберите»

– Что стало причиной увольнения?

– Еще в прошлом году в Министерстве культуры объявили, что будет «кластер» (объединение. – Авт.). Соединят три музея – Окуджавы, Чуковского и Пастернака, и все три будут подчиняться Литературному музею в Москве. Я объясняла, и не раз, что этого делать нельзя! Видимо, раз я несговорчивая и упрямая, от меня решили избавиться – получила приказ о своем увольнении. Директором назначили моего заместителя. Она работала в музее всего два месяца плюс испытательный срок. А теперь вошла ко мне в кабинет и попросила освободить помещение – шестиметровую комнатку, набитую книгами и рукописями. И вот я в майские праздники вывожу эти вещи. «И вашу машину с территории музея тоже уберите, иначе я вызову эвакуатор», – заявила мой бывший зам. Хочу, чтобы вы правильно поняли, – продолжает после паузы моя собеседница. – То, что меня выгнали, да еще столь грубо, не такая беда. Я немолодая, у меня есть другие дела, проживу. Музей погибнет – вот что страшно.


Дачный домик был передан государству 18 лет назад. Фото: автора

– Может быть, все дело в том, что нынче Окуджава «не в чести»? Ура-патриоты вспомнили его высказывания в 90-е, в том числе о том, что «война не может быть Великой», и другие, объявили его чуть ли не врагом. Может, в переменах в музее все же политика виновата?

– Да патриотизм Булата куда более ценен, чем все их хвастливые лозунги и слова! К тому же наш музей не пропагандировал именно творчество Булата. Мы пропагандировали, если хотите, совесть, благородство, музыку, любовь…Проводили роскошные выставки (нам на них копейки не давали, всё своими силами делали) – о Пушкине в Переделкино, об Анне Ахматовой... Музей был в полном порядке. Фестивали, иностранные делегации, школьные экскурсии... Наш экскурсовод Лидия Васильевна – замечательная, уникальная рассказчица. После ее экскурсий к ней подходят ребята-подростки: «А где все это можно прочитать?» Казалось бы, юное поколение называют нечитающим, но это не так, просто им не прививали интерес, а тут этот интерес не наигранный, искренний абсолютно. Зацепило – и мы рады. Привозят детей с аутизмом: говорят, Окуджава целебен для них. Сама видела, как эти детишки начинали улыбаться, а их родители целовали перила. У меня сотни отзывов от благодарных гостей! У нас тут особая аура. Сейчас безжалостной рукой хотят разрушить.

Администрация президента – «Окуджаевой»

– Вы же пытались отстоять этот дом, который в свое время сами передали государству?

– Я передала его в 98-м. Музей мы создавали 18 лет. Гордо назывались музеем федерального подчинения. Распоряжение об этом статусе давал Владимир Путин. Как министр культуры может отменить распоряжение президента? Я написала письмо на имя Владимира Владимировича. Из администрации президента пришел ответ: «Мы внимательно рассмотрели…» Обратите внимание, на конверте имя адресата – «Окуджаевой О. А.» (я – Ольга Владимировна Окуджава!). Удивительная внимательность! Из администрации президента мое обращение спустили в Министерство культуры. Из Минкульта я получила упрек, что использую обращение к президенту как повод не выполнять приказ Министерства культуры. Круг замкнулся.


Ольга Окуджава-Арцимович. Фото: PhotoXpress

– Некоторые авторитетные люди, например писатель Фазиль Искандер, считают, что ничего ужасного в переходе Музея Окуджавы под патронат Литературного музея нет. Может, и вправду не противиться этому решению Минкульта? А там и вам должность вернут – будете заведующей или почетным президентом?

– Как вы не понимаете, я лучше знаю, что нужно нашему музею. Что об этом знают чиновники, которые за 18 лет были здесь 3 или 4 раза? Один раз был недолго проработавший на своем посту министр культуры Авдеев – приятный человек, он приехал попить с нами чаю и познакомиться. Остальные два или три раза приезжали комиссии. Стучали кулаком и грозили пальцем, обещая сделать Музей Окуджавы филиалом то военного музея, то какого-то еще. Они – чиновники – очень большую ошибку совершают. Оказаться чьим-то структурным подразделением – гибельно для нас. Домик-музей у нас старенький. Например, лопается труба (такое как-то случилось) – денег на ремонт не выделяет ни Литфонд, ни Минкульт. Я как директор принимаю решение, нахожу деньги, вызываю мастеров – трубу чинят. А если мы будем одним из подразделений Литмузея? Надо звонить в Москву, чтобы прислали комиссию, комиссия приедет и вынесет вердикт: «Труба прогнила, потому что ржавая». Дальше объявят тендер на починку трубы, и, пока длится эта канитель, музей будет сидеть без воды. Самостоятельность надо людям дать, это повышает ответственность. Но… воткнут кинжал нам в спину. История унизительная. Нечестная, неправильная.

– Вам кто-то помогал за эти 18 лет?

– Люди с улицы. Абсолютно незнакомый парень сделал скамейки. Весной участок бывал затоплен, и другой человек, по фамилии Орлов, сделал дренаж, покрыл гравием, соорудили дорожки. Такие редкие и удивительные подарки. Чиновники – нет, не помогали, мы сами справлялись. Кстати, канал «Культура» в этом году отказался снимать и транслировать концерт из нашего музея 9 мая – это День Победы, а еще день рождения Булата. Раньше всегда показывали. А теперь не стали. Возможно, не хотят вмешиваться в эту скандальную ситуацию.

Не постороннее мнение

Фазиль Искандер, писатель:

– А может быть, не такая плохая идея – перевести под патронат Литературного музея? Булат окажется в приятной компании с Пастернаком, Чуковским… Будет вышестоящее начальство выдавать деньги на ремонт и выставки. Ольга Владимировна, безусловно, должна остаться главной в музее, это даже не обсуждается, но статусу филиала, думаю, не стоит противиться.


Фазиль Искандер. Фото: Наталья (?)

Мариэтта Чудакова, литературовед, историк, писатель:

– Согласитесь, парадокс – из Музея Окуджавы уволили Окуджаву! Музей Окуджавы скорее всего физически и не уничтожат, но это будет совсем другой музей! Однозначно Булата Шалвовича «пригладят»: уберут отдельные стихи и цитаты, некоторые факты его биографии – что его отец был расстрелян в 37-м, в 38-м сослали маму, в 41-м расстреляли родную тетю, сестру отца (у нас же сейчас активно подправляют историю СССР, создавая сугубо положительный имидж!). Словом, перевод музеев в единую структуру – акция гораздо более глубокая, чем представляется на первый взгляд… Надо отстаивать самостоятельность Музея Окуджавы. Пастернака, Чуковского тоже оставить в покое. «Будут выделять деньги и помогать» – наивно даже думать об этом! Нынешние чиновники от культуры в подавляющем большинстве абсолютно некомпетентны: что им в руки попало, то пропало. У меня есть претензии к Баку (Дмитрий Бак – директор Государственного литературного музея. – Авт.), и немало. С какой стати в его подчинении должны оказаться все музеи литераторов?!


Мариэтта Чудакова. Фото: кадр телеканала «Культура»

Официально

«Несмотря на реорганизацию, Музей Булата Окуджавы сохраняет федеральный статус, но в составе Государственного литературного музея, – сообщили Sobesednik.ru в пресс-службе Министерства культуры России. – Возвращение прежней должности бывшему директору О. В. Арцимович не планируется. По завершении реорганизационных мероприятий должность директора музея будет упразднена. Минкультуры России предложило Ольге Владимировне остаться в музее после объединения и возглавить его уже как структурное подразделение Гослитмузея, однако от предложенной должности заведующей структурным подразделением она отказалась».

*       *       *

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о Переделкине и его достопримечательностях - в нашей книге "Переделкино. Сказание о писательском городке".

Лев Лобов и Кира Васильева

*       *       *

Комментарии Всего комментариев 0

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения