На пороге библиотеки Чуковского (ул. Серафимовича, 3) улыбкой встречает посетителей Валентина Иванова, бессменно стоящая на этом посту с начала 1960-х. Фото Льва Лобова, апрель 2008
Территория Дома творчества (красное здание слева – новый корпус) граничит с дачей № 8 по ул. Серафимовича. Фото Льва Лобова, февраль 2008
В начале ул. Павленко, в 100 м от музея Пастернака. Справа – «Неясная поляна», ныне застроенная коттеджами. Фото Льва Лобова, август 2007
Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская идут на свою дачу (на ул. Тренева) со станции Переделкино. Справа – забор Дома творчества. Начало 1970-х
На ул. Погодина. Дорога ведет на ст. Переделкино. Вдали – лукинский холм с мемориальным кладбищем и церковью. Фото Льва Лобова, август 2007
Хотя детский санаторий в Переделкине не действует с 2002 г., автобусная остановка около него на ул. Тренева по-прежнему носит гордое название «Детский санаторий № 39».
Александр Фадеев на своей даче (проезд Вишневского, 3) разговаривает с учащимися Чугуевской школы, 1950 г.
Историческое ядро городка писателей составилось из шести улиц: проезда Вишневского, ул. Павленко, ул. Тренева, ул. Погодина, ул. Серафимовича, ул. Горького. На тридцать дач, раскиданных по этим аллеям на гектарных участках (см. схему), с осени 1935 г. стали въезжать первые писатели, и к концу следующего года все дачи были заселены.
Жить бы тут на природе и всласть творить, но радость новоселья с самого начала омрачали бытовые проблемы. Дома были сданы с жуткими недоделками, и дачникам приходилось достраивать их, улучшать их самим. Большинство дач было построено по слегка видоизмененным немецким проектам. Дачки вышли симпатичными (огромные окна, эркеры, балконы, то се), но абсолютно не приспособленными к российским холодам. Многие участки оказались на болоте – дачники сутками напролет откачивали из подвалов воду. А еще половину дач выстроили над могилами измалковского кладбища, находившегося в пределах квадрата между проездом Вишневского, улицами Павленко и Погодина, а также безымянным продолжением ул. Горького в сторону Минского шоссе. Могильные плиты и кресты строители свалили по периметру огромных участков, где они частично остаются и по сей день.
Все первые дачи стали собственностью Литфонда, по правилам которого они закреплялись за писателями пожизненно, и после смерти писателя вдовы должны были освободить их в течение полугода для новых арендаторов. С 1937-го по 1940-й многие дачи поменяли насельников; в это время были репрессированы: Лев Каменев, занимавший тогда пост директора Института мировой литературы, Исаак Бабель, сибирский писатель Владимир Зазубрин, муж Лидии Сейфуллиной Валериан Правдухин, один из виднейших авторов 1920-1930-х Борис Пильняк, критик Иван Беспалов, Артем Веселый, Владимир Киршон (автор стихов «Я спросил у ясеня…»), польский писатель-эмигрант Бруно Ясенский.
Однако среди переделкинцев первой волны были и те, кто прожил долго, оставив ощутимый след в истории поселка; это (в скобках год смерти): Константин Федин (1977), Всеволод Иванов (1963), поэт Илья Сельвинский (1968), драматург и сценарист Николай Погодин (1962), главред журнала «Октябрь» Федор Панферов (1960), Василий Ильенков (1967; на его даче в 1947-1948 гг. жил Николай Заболоцкий после возвращения из ссылки), драматург Николай Вирта, Александр Серафимович (1949), Леонид Леонов (1994), Мариэтта Шагинян (1982; Шагинян вскоре после заселения добровольно освободила дачу и вновь поселилась в поселке только в 1973 г.; между первой и второй своими дачами она подолгу жила в Доме творчества, оставив после себя шлейф уморительных баек), Вера Инбер (1953), немецкий писатель-политэмигрант Фридрих Вольф (1953).
Борис Пастернак вначале получил дачу № 1 по ул. Тренева, которая после крохотных московских его квартирок могла показаться дворцом, но и тут, по его словам, «в большом двухэтажном, плохо построенном доме (три года, как он еще построен, а уже гниет и проваливается), в сыром лесу, где с пяти часов темнеет и ночью далеко не весело», ему было не спокойно, и в 1939 г. он переехал в № 3 по ул. Павленко, который освободился после смерти Александра Малышкина. По этому адресу, ул. Павленко № 3, с 1990 г. действует мемориальный музей Пастернака.
Корней Иванович Чуковский заселился в дачу № 3 по ул. Серафимовича в 1938 г. после переезда из Ленинграда, вызванного разгромом ленинградского «Детгиза», с которым он плодотворно сотрудничал. До него эту дачу занимал один из репрессированных писателей, имя которого доподлинно не известно, однако, сопоставив факты, мы пришли к выводу, что это был Артем Веселый. После войны Чуковский практически безвылазно жил в Переделкине, а в посмертной своей славе претворился в один из ярчайших символов поселка. По адресу Серафимовича № 3 ныне действует музей писателя и входящая в его состав детская библиотека, построенная им на свои собственные средства. Проводятся многочисленные мероприятия, не только литературного содержания, и среди них – ежегодный детский праздник «Здравствуй, лето!», начало которому положили знаменитые костры «дедушки Чуковского».
После войны поселок сильно разросся, однако конфигурация ул. Павленко и Тренева не менялась с 1935 г. по настоящее время. Улица Серафимовича по нечетной стороне исходно заканчивалась № 11, а по четной номером «14» и затем приросла новыми дачами, большинство из которых были построены Минобороны силами пленных немцев для вернувшихся с войны адмиралов. Три первые четные дачи на Серафимовича в 1955 г. оказались за забором Дом творчества; две из них существуют и по сей день как флигели ДТ.
На ул. Горького до войны существовала только одна дача - № 1, и, как ул. Гоголя, Лермонтова и Довженко, вся она была застроена, начиная с 1947 г., в основном дачами Минобороны и Госснаба. В проезде Вишневского, на взгорке оврага, по дну которого бежит ручеек Переделки, изначально стояли три дачи. В 1950-е к ним добавили два типовых финских домика, а в конце лихих 1990-х земли вокруг проезда Вишневского прибрало к рукам некое ООО «Строй-Декар» и построило на них «эксклюзивный» коттеджный мини-поселок. На задворках этого новодела, за двойными стенами, под неусыпным оком охраны прячется пустующий литфондовский дом, в котором застрелился Александр Фадеев. В проезде Вишневского сохранились еще две дачи: № 1, первым насельником которого был Лев Каменев, и № 4, построенный в 1951 г. и ставший первым переделкинским приютом Александра Чаковского. Из трех дач, возведенных в 1935 г. на ул. Погодина, сохранилась одна угловая, включенная как флигель в ДТ.
Современные названия улиц поселок получил лишь в послевоенное время. Изначально дачи имели только номера – и совсем не те, что сейчас. Пойдемте теперь на эти улицы – выбирайте сами куда из приведенного ниже меню.
Улица Гоголя
* * *
ФИНАЛЬНАЯ РАСПРОДАЖА КНИГИ "ПЕРЕДЕЛКИНО"
АКЦИЯ! Финальная суперраспродажа книги «Переделкино. Сказание о писательском городке». Последние 30 экземпляров с 65 %-ной скидкой по специальной цене 2350 руб, включающей доставку по Москве в пределах МКАД, а также в Переделкине, Солнцеве, Ново-Переделкино, Одинцове. Ждем ваших заказов на почту peredelkinoland@gmail.com.
Из рецензии: «Как нет Пушкина без Болдинской осени, так нет русской литературы ХХ века без Переделкина. Старожилы легендарного поселка, даже тот же Корней Чуковский, были уверены: однажды появится роман, в котором будет вся история Переделкина. Такого романа еще нет. Но исследование, которое связало литературный ХХ век с Переделкином, появилось — и читается лучше любого романа. Книга “Переделкино. Сказание о писательском городке” жителей поселка, журналистов и литераторов Киры Васильевой и Льва Лобова — невыдуманный роман, по которому можно изучать наше недавнее прошлое». МК, 17.02.2011.
Из рецензии: «Уникальный труд Льва Лобова и Киры Васильевой - удачный симбиоз богато иллюстрированной двуязычной краеведческой энциклопедии, подробнейшего путеводителя и историко-литературного исследования. Читается книга увлекательнее любого романа». Журнал "Профиль", № 13, 11 апреля 2011
Книга Льва Лобова и Киры Васильевой о Переделкине была удостоена диплома Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, была представлена от России на Лондонской книжной выставке-ярмарке 2011 года.
Комментарии Всего комментариев 1
Why do I bother calling up peolpe when I can just read this!