Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

Как же я могу деньги брать

image

Зураб Церетели встретил наших корреспондентов в своем доме-музее. Фото: Евгения КОРОБКОВА, Павел КЛОКОВ

image

И через забор понятно, что здесь живет великий скульптор. Фото: Евгения КОРОБКОВА, Павел КЛОКОВ

image

Во дворе стоят скульптуры мастера. Фото: Евгения КОРОБКОВА, Павел КЛОКОВ

image

Зураб Церетели с нашими корреспондентами - Евгенией Коробковой и Павлом Клоковым.

image

Зураб Церетели показал мастерскую. Фото: Евгения КОРОБКОВА, Павел КЛОКОВ

image

Первое впечатление - самое ценное, - рассказывает Зураб Константинович. Фото: Евгения КОРОБКОВА

Зураб Церетели и поиски прекрасного: корреспонденты «Комсомолки» искали музей, а попали на чай с пирогами к мэтру. Они отправились в Подмосковье испить целебной водицы из тамошних родников, а в результате попали в гости к живому классику.

Вот почему люди мечтают стать журналистами? Причины разные — скажете. Но есть одна — незамутненная, как слеза. Это встречи с замечательными людьми (мемуары потом можно издать достаточно дорого). Причем порой они сваливаются на вас там, где не ждали. Вот, например, наши корреспонденты Павел КЛОКОВ и Евгения КОРОБКОВА отправились в Подмосковье испить целебной водицы из тамошних родников, а в результате попали в гости к живому классику. Женя эту чудесную встречу описала, а Паша стал героем заметки (вообще такое случается сплошь и рядом. С Пашей).

«Я ХОЧУ ВИДЕТЬ МАСТЕРА!»

Клоков бежал по Переделкино в поисках музея. Было шесть часов вечера. В пять по заданию редакции Клоков набирал воду в Переделкинском роднике, чтобы сдать ее на анализы. В пять ноль пять Клоков перевыполнил задание и испил воды из синенького стаканчика, насаженного на колышек у святого источника.

Как позже показали анализы, в Переделкинской водице зашкаливали нитраты. Клоков, хотя этого и не знал, но почувствовал. Нитраты ударили в голову и другие части тела, обострив тягу к прекрасному. "Мне. Срочно. Нужно. В музей", - отрывисто изрек Павел, ускорив шаг.

Музей Евтушенко был закрыт. Дальше висел поломанный указатель.

«Узей

Улата

Джавы»

Чистым трехстопным ямбом он оставлял надежды на лучшее. Под ногами хрустели улитки. Клоков устремился было туда, но вдруг замер в изумлении и восхищенно пробормотал "Какая красота!"

Из-за забора виднелись куски огромных памятников, отчетливо свидетельствуя, что здесь живет великий скульптор. На удивление, калитка открылась. Вышедшая на скрип девушка гостеприимно сказала:

- Да-да, входите, смотрите. Бесплатно.

Глаза Клокова загорелись от красоты и халявы происходящего. Завороженно проходил он от бронзового Путина к Высоцкому, от Высоцкого - к всаднику на коне, от всадника - ко льву.

- Это невероятно, - изрек Клоков. - Я хочу видеть мастера! Кто автор этой красоты?

- Ну я, - отозвался тихий голос за спиной.

На садовых качелях материализовался седовласый мужчина в синей олимпийке и джинсах, раскрашенных в пуантилизм (стилистическое направление в живописи, манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы — Прим. ред.).

- Ой, - простодушно изрек Клоков, - а я вас не заметил.

Хозяин сделал великодушный жест, приглашая нас присесть на качельку:

- Я Зураб Церетели, - протянул он испачканную краской руку.

«КАК ЖЕ Я МОГУ ДЕНЬГИ БРАТЬ»

- Да не ищи, Константинович я, - сказал Церетели рыщущему в телефоне Клокову. - Так что ты хотел у меня спросить?

- Зураб Константинович! Вы всегда тут сидите? - сверкнул глазами Клоков.

- Нет, что ты, не всегда. Я обычно работаю каждый день. А сейчас устал немножко, сижу, вот на солнышке греюсь.

- А почему у вас охраны нет и все бесплатно.

- Есть охрана, есть. А бесплатно, потому что ну как же я могу деньги брать. Ко мне люди приезжают со всей страны, заешь как благодарят. Это дороже денег.

- А я тоже из глубинки, из города Ливны!

- Молодец, дорогой.

- А как вы сюда все эти фигуры затаскивали. Они же тяжелые!

- Эх, дорогой, это еще ничего. Я Христа сделал. Тридцать три метра. Для Имеретинской долины, по заданию Путина. Его не установили до сих пор. Привез бы сюда - да нельзя. Самолеты над нами пролетают. Зацепятся.

ЖЕНЩИНА С ГОЛОЙ ГРУДЬЮ

- А почему у вас бесплатно вход, а у Евтушенко - платно?

- Вайме, Евтушенко, - запечалился Церетели, - был он у меня недавно. Пришел и через несколько дней ушел (Зураб Константинович имеет в виду, что беседовал с поэтом незадолго до его смерти — Прим. ред.). О чем говорили? Спрашивал, как развивать музей. Я сказал, что надо два раза в год проводить мастер-классы, беседовать по каждому поэту, встречаться с людьми. И Вознесенского нельзя перекрывать собой. Это же Вознесенский. Что ты еще хотел у меня спросить?

- А у вас тут Белла Ахмадулина стоит. Вы ее знали?

- Знал, конечно. Я вспомнил сейчас. Белла приехала ко мне в Грузию. Она очень любила Грузию. Мы гуляли в старом городе, а там же узкие-узкие улицы. Ночь была, а Белла громко так читала стихи. И вдруг открывается окно, и из него высовывается женщина с голой грудью. Поругать хотела, а Белла, как будто ничего такого - к ней поворачивается, и продолжает читать возвышенно так: бе-бе-бе, бу-бу-бу... Женщина обомлела и окно закрыла.

- А почему женщина была с голой грудью? Одеться забыла?

- Она любила, дорогой.

- Стихи любила?

ГРУЗИНСКАЯ СВАДЬБА ВЫСОЦКОГО

- А Высоцкого у вас тут как много. Вы его тоже знали?

- Конечно, знал, дорогой. Он женился когда на Марине, ему Саша Митта (известный кинорежиссер — Прим. ред.) сделал маленькую свадьбу. Помню, на столе пирожки лежат, мы на две бутылки шампанского наскребли, а Высоцкий - на кровати с гитарой и поет вот так: а-а-а. У меня такой характер, будто я виноват, что свадьба. Говорю, может, улетим в Грузию, там больше возможностей. Высоцкий гитару бросил. Полетели, - говорит.

Две недели жили у меня. Свадьба была по-настоящему. Большой стол, андрониковская посуда, жена была жива (жена Зураба Константиновича — грузинская княжна Инесса Александровна Андроникашвили — Прим. ред.) . Грузины мои перед Мариной выпендриваются, кто во что горазд. Марина умирает от радости. А я, видно, стол плохо раздвинул. Кто-то бах — ногой и стол сложился со всей посудой. Это очень плохая примета, если стол поломается. А утром, часов в 12 Высоцкий встал и поет, и поет... И вдруг - дзинь, струна лопнула.

- Тоже плохая примета?

- Очень.

- Получается, он зря на ней женился?

- Высоцкий был достойный и очень хороший человек. Он по-настоящему любил, а это не все могут знать и не всем дано... Я недавно в Париже был, заходил к Марине.

- Красивая?

- Нет.

«РОЖА ВЕДЬ МЕНЯЕТСЯ!»

- Зураб Константинович, а вот вы в таком возрасте... Вот что в жизни самое ценное.

- Я тебе так скажу, дорогой. Бывал я в мастерской Пикассо и у Шагала бывал, приезжал он ко мне три раза. Так вот, самое важное - первые впечатления передавать. Все великие на первом впечатлении сидели. А нас - наоборот - учили так, и так и потом так еще. Как так можно, рожа ведь меняется! Так что запомни, первое впечатление - самое ценное.

- А откуда вдохновение берете?

- Вдохновение - оно от профессионального крика происходит, мегобари.

- Я вам не мешаю крик слушать?

- Сейчас расскажу интересное. Я у Пикассо в мастерской бывал и сидел там целый день. Он не обращал внимания. Снял брюки. Вышел в трусах и в носках. Постоял возле зеркала. Сделал руку так, ногу так. Тореадора так делал. Так же и Шагал. Правда, у Шагала было две мастерских. В одну он никого не впускал. Но я туда все-таки попал и побежал палитру смотреть. Он меня застукал и вот так за ухо схватил.

- Вы картину ему испортили?

- Нет, потому что в палитре все секреты, главный тон - в палитре.

- Зураб Константинович, а можно мне вашу мастерскую посмотреть, - немного обнаглел Паша. - Я главный тон не украду. Я рисовать не умею.

Зураб Константинович не отказал. Привел в мастерскую. Познакомил с картинами и двумя кошками. Показал удивительные витражи, ноу-хау Церетели. А потом усадил Клокова за длинный грузинский стол, кормил гостя до отвала грузинской едой, нарезанной монументальными кусками, смотрел бокс по телевизору и сокрушался, что гость так мало ест.

- Интересно, вы всех за стол к себе приглашаете, - спросил Паша на прощание.

- Что ты, дорогой, только особых гостей из города Ливны, - ответил хозяин.

КСТАТИ

Музеи в Переделкино

Добраться в Переделкино проще всего на электричке от Киевского вокзала (до станции «Переделкино» или «Мичуринец»).

Дом-музей Бориса Пастернака

Работает с 11.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника. Стоимость билета - 150 руб., льготники — 100 руб.. Адрес: ул. Павленко, дом №3 (минут 20 пешком). Тел.: 8 (495) 934-51-75.

Государственный литературный Дом-музей Корнея Чуковского

Работает с 11.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника. Взрослый билет - 150 руб., детям - бесплатно. Часовая экскурсия - 350 руб., льготникам — 250 руб.. Идти вдоль железной дороги в направлении области и свернуть на первом повороте. И далее все время прямо до ул. Серафимовича, дом 3 (полчаса пешком). Тел.: 8 (495) 593-26-70.

Музей-галерея Евгения Евтушенко

Работает с 11.00 до 19.00 в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Стоимость билета - 250 руб., льготникам — 100 руб.. На автобусе №468 от станции «Переделкино» доехать до остановки «Детский сад». Адрес: ул. Гоголя, 1 А. Тел.: 8 (495) 590-83-56.

Дом-музей Булата Окуджавы

Работает с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника. Стоимость билета - 150 руб., пенсионерам — 100 руб., детям до 16 лет бесплатно. Ехать до станции «Мичуринец» (следующая - после «Переделкино»). Далее 5 минут пешком. Тел.: 8 (495) 593- 52-08.

Дом-музей Зураба Церетели

Работает с 11.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника. Вход бесплатный. Ехать до станции «Мичуринец» и полтора километра пешком. Адрес: ул. Лермонтова, дом 1. Тел.: 8 (926) 125-98-51.

Авторы: ПАВЕЛ КЛОКОВ, ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВА

Подготовил Павел КЛОКОВ

Оригинал материала: КП

*        *        *

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о поселке и его достопримечательностях - в нашей книге "Переделкино. Сказание о писательском городке". Судьбы, лица, дачи, тайны... Улица за улицей, дом за домом. Не только и не столько в академической пыли. Много историй, веселых и не очень, баек. Почти 600 страниц подарочного издания. Почти 500 уникальных изобразительных материалов.

Лев Лобов и Кира Васильева

*        *        *

Таунхаус 111 кв.м в Аликанте,Испания 

Рядом великолепные песчаные пляжи Эль Кампельо

Полностью меблированный. В закрытом поселке

Подробно здесь

Всего 111 тыс. евро 

Звоните +7.928.446.7160


Комментарии Всего комментариев 0

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения